.


Вторник, 24.10.2017, 08:56


Приветствую Вас Путник | RSS


Главная | Все тайны Скандинавии | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Культура, жизнь и история [8]
Каталог статей, посвещенных культуре, жизни и истории народов стран древней и средневековой Скандинавии и Исладндии.
Руны [15]
Руны найдешь и постигнешь знаки, сильнейшие знаки, крепчайшие знаки, Хрофт их окрасил, а создали боги, и Один их вырезал.
Эддическая поэзия, мифы и сказания [6]
Все, что известно нам о поэзии скальдов, мифах и сказаниях народом древней Скандинавии
Религия народов древней Скандинавии [10]
Асы и Ваны, Альвы и Гномы, Турсы и другие существа, в которых верили и которым поклонялись языческие народы Древней Скандинавии.

Наш опрос
Занимаетесь ли Вы исторической реконструкцией?
Всего ответов: 418

Начало » Статьи » Эддическая поэзия, мифы и сказания

«Старшая Эдда» как одна из мифологических основ трилогии Дж. Р. Р. Толкина
Дж. Р. Р. Толкин – одна из ключевых для XX века фигур. Его произведения («Хоббит», «Властелин Колец», «Сильмариллион») известны широкому кругу читателей во всем мире.

Толкина принято считать основателем одного из самых популярных в наше время жанров – «фэнтези».


Одним из наиболее ярких литературных явлений XX века было обращение к мифу, а именно, переосмысление мифа, которое шло в двух направлениях: идеологическом и эстетическом.

Идеологическое переосмысление мифа заключалось в его гуманизации, то есть в попытке создать героя чувствующего, мыслящего, имеющего свою индивидуальную, человеческую биографию, пристрастия и т. п. Образец подобной гуманизации мифа представлен в творчестве А. Франса, М. Булгакова, Дж. Апдайка, которые рассматривают человека как главную движущую силу развития мира.
Эстетическое переосмысление мифа в XX веке связано с новым обращением к романтической теории искусства Шеллинга, в которой он утверждает, что любое произведение искусства должно стать «новой мифологией», личной мифологией автора. Любое творчество должно создавать мир, новую реальность «с нуля», в основе творчества должна лежать фантазия, преобразующая логику привычной действительности.

Обе эти традиции нашли отражение в творчестве Дж. Р. Р. Толкина.

Можно подумать, что в основе жанра «фэнтези» лежит фантастика. Без сомнения, ее элементы присутствуют, но главной отличительной чертой фантастической литературы является то, что явления фантастические (чудесные) мыслятся противоречащими законам действительности. В «фэнтези» чудесное не фантастично, оно обыкновенно и не противоречит законам обыденной реальности.

Подобное можно наблюдать и в мифе. Миф одномерен, он характеризуется единым пространством, в котором с равной долей вероятности случаются обычные и чудесные события. В мифе одновременно присутствуют люди, боги и мифические существа.

В мифе не разделено фантастическое и обыденное. По своей сути миф метаморфичен (все превращается во все).

Именно эти черты мифа переходят в литературу как эстетические параметры.

Второй основой жанра «фэнтези» стала романтическая литературная сказка (Гофман, Брентано, Шамиссо). По законам романтической сказки творец обладает бесконечной возможностью в преобразовании мира.

Дж. Р. Р. Толкин в трилогии «Властелин Колец» создал абсолютно новый, прекрасный мир, этот мир вполне самодостаточен и, на первый взгляд, вполне реален.

Задолго до трилогии «Властелин Колец» Толкин написал отдельную книгу – «Сильмариллион», - повествующую о мифологических представлениях народов Среднеземья.

Создавая и «Сильмариллион», и трилогию «Властелин Колец», Толкин положил в их основу мифологии разных народов. И хотя принято считать, что в большей мере в основе трилогии лежит кельтская мифология, несомненный приоритет все – таки принадлежит германской (скандинавской) мифологии.

Германским героическим эпосом является «Старшая Эдда», которая представляет собой сборник легенд и сказаний о богах и героях. «Сильмариллион» написан по тому же принципу.

Герой эпоса
Герой «Старшей Эдды» сходен с героями «Сильмариллион» в своей однозначности и линейности, но этого нельзя сказать про героя трилогии, который мыслит, чувствует и сомневается. Но, не следует забывать, что «фэнтези» – это отдельный, самостоятельный жанр, только имеющий в своей основе героический эпос, но не останавливающийся на нем. Притом, романтический роман (как другая основа жанра) уже оперировал психологизмом героя. Поэтому герои Толкина ощущаются живыми, в отличие от героев эпоса.

В основе сюжета трилогии, как и в основе героического эпоса, лежит путешествие героя.
Герой трилогии – это герой-паломник, идущий с определенной целью (уничтожить Кольцо) в определенное место (Мордор). По сути, в основе трилогии находится герой (Фродо) и его подвиг (путь Кольца), вокруг которых разворачивается картина бытия.

Отношения героя с судьбой

Герой эпоса знает свою судьбу, принимает ее как должное и неизбежное и смело идет ей навстречу. Он не свободен в своих решениях и в выборе линии поведения. Его сущность и та сила, что героический эпос именует судьбой, совпадают. Отсюда - своеобразное, немного примитивное величие эпических героев.

Отношения с судьбой у героев «Властелина Колец» складываются своеобразно. Как и в эпосе, герои знают свои судьбы (видят будущее в чаше Галадриэль), но судьба не властвует над ними, она не воспринимается как непреложное, как то, что нельзя изменить, а представлена только как один из возможных путей развития. Герои Толкина предстают перед читателем исполненными величия не потому что они подвластны судьбе, а потому что, зная возможный путь развития, не боятся на него ступить.

Один и Гэндальф
Имя Гэндальфа Толкин взял из «Старшей Эдды», где оно звучало как Гандальв и принадлежало одному из карликов или духов земных недр.


Но не только имя Гэндальфа имеет свой мифологический прототип, и сам его образ тоже имеет мифологическую основу. Такой основой для создания образа Гэндальфа – Серого Мага послужит образ Одина – Князя Асов, верховного бога скандинавской мифологии.

У Одина и Гэндальфа много общих черт. Первой общей чертой является внешний облик обоих персонажей.

Как известно из «Старшей Эдды», Один появлялся на земле в облике высокого седого старца, закутанного в серый плащ (в текстах «Эдды» встречается одно из имен Одина – Серый Плащ), он бродил по дорогам земли в сопровождении двух волков.

Одно из наименований Гэндальфа – Серый Странник. Он, как и Один, выглядит высоким старцем в сером дорожном плаще и, как и Один, ходит по дорогам Арды (земли), не задерживаясь подолгу на одном месте.

Один известен как Мудрый. Гэндальф – тоже, постоянный эпитет к его имени: Гэндальф Мудрый.

Один – бог магии и волшебства, верховный маг асов, Гэндальф – маг.

Одину, принесшему себя в жертву самому себе (Речи Высокого, 138 – 140), являются руны. Они использовались в германской традиции как магический предмет, на них гадали, с помощью них заклинали силы природы. Позже на основе рун возник рунический алфавит.

В трилогии Толкина присутствует так называемый Алфавит Магов – рунический алфавит. Как и в скандинавском эпосе, так и во «Властелине Колец» руны обладают магической силой. Создателем рун назван Гэндальф.

Каждый маг у Толкина имеет свою цветовую идентификацию. Цвет Гэндальфа – серый в начале, белый – в конце. Один называется Светлым, равно Белым.

Прежде чем стать Белым, Гэндальф борется с Барлогом (древним духом ужаса) и погибает, после чего воскресает и приобретает новый цвет – белый, тем самым, становясь верховным магом. Для Гэндальфа победа над Барлогом – своеобразный обряд инициации. Такой же обряд прошел и Один, висевший на Мировом Древе, только после прохождения обряда Один называется верховным божеством древних германцев.

У Одина есть конь – серый восьминогий жеребец Слейпнир, обладающий магической способностью путешествовать между мирами. Гэндальф, пройдя инициацию, тоже обретает коня, а именно серебристо-серого жеребца Сполоха – предводителя коней Рохана, самого быстрого и умного.

Сполох явно подобен Слейпниру: масть обоих коней – серая; оба коня обладают магическими способностями; Слейпнир –восьминогий, то есть самый быстрый, Сполох именуется Быстрым.

В Одине видны черты «культурного героя» - мифического предка, наделившего людей необходимыми навыками и знаниями. В Гэндальфе можно найти те же черты. Он изначально был призван помогать народам Среднеземья, следить за их развитием.

Символика числа 9
В основу сюжета трилогии положена история о войне Кольца.

Эпиграфом к трилогии является стихотворение:

«Три – эльфийским владыкам

В подзвездный предел,

Семь – для гномов,

Царящих в подгорном просторе,

Девять – смертным, чей выверен срок и удел,

И одно – властелину

На черном престоле…»

Ко времени Войны Кольца все кольца, обозначенные в стихотворении, имели свою судьбу.

Так семь колец гномов были уничтожены, три эльфийских кольца – скрыты, девять колец смертных принадлежали назгулам, а последнее кольцо путешествовало, оно и послужило поводом для войны. Это кольцо объединяло все остальные и давало власть над ними (неслучайно и название – Кольцо Всевластия).

Интересна судьба девяти колец. Эти кольца изначально были отданы людям, ими владели короли девяти великих народов, но с пришествием в мир Врага, короли попали под его власть, превратившись в восьмерых назгулов. Девятый – король назгулов – владел самым сильным кольцом смертных.

Здесь видится мотив обобщения и главенствования: одно кольцо – главное, изначальное.

В «Старшей Эдде» есть тот же мотив. Один владел кольцом Драупнир, это кольцо имело способность размножаться:

«Восемь колец на девятую ночь из него возникало». (Поездка Скирнира, 21)

Во время похорон Бальдра (сына Одина) кольцо Драупнир было брошено в пламя погребального костра. Пришедший в царство мертвых – Хель – Бальдр, через Хемдаля вернул это кольцо Одину.

Здесь можно проследить сразу несколько мотивов: мотив одного кольца как главного; мотив огня как уничтожения (у Толкина –жерло вулкана Ородруин, в котором можно уничтожить Кольцо); потеря кольца, уход его из мира.

Кольцо «Старшей Эдды» уходит в подземное царство (равно царство мертвых), а толкиновское Кольцо – под воду (равно мертвый мир). Оба кольца через какое – то время возвращаются в мир.

Символика числа девять прослеживается не только в связи с мотивом кольца.

Древние германцы почитали девять богов во главе с Одином, а в мифологии Толкина тоже присутствуют девять валаров (богов), один из которых главный.

Братство Кольца состоит из девяти спутников: Фродо, Сэм, Мериадок, Перигрин, Гэндальф Серый, Леголас, Гимли, Арагорн и Боромир. Гэндальф Серый погибает в подземельях Мории в борьбе с Барлогом.

«Эдда» тоже изобилует кампаниями из девяти человек.

В данном контексте символика числа девять – это общее, целое; один – главенство, то, без чего не может существовать единство. При уходе одного распадается целое (так Братство Кольца распадается вскоре после гибели Гэндальфа).

Символика воды
Еще одним общим пластом «Властелина Колец» и «Старшей Эдды» является символика воды.
Первое – это мотив стоячей воды. Чаша предсказаний Галадриэль, озеро Барад Дура из «Властелина Колец» и кубок предсказаний вельвы из «Старшей Эдды».

Второе – это мотив воды движущейся (река или ручей): толкиновская река Андуин и ручей Серебрень, снимающий усталость, и источник Урд из «Старшей Эдды», у которого сидят три норны: Урд, Верданди и Скульд, они же – богини судьбы.

Вода в «Эдде» и в трилогии – это символ жизни, движения, пути, символ судьбы в целом.

С водой тесно связана традиция похорон. Так тело убитого Боромира кладется на плот и пускается по течению реки, как бы, по течению судьбы.

В мировой мифологической традиции символика воды - это смерть для возрождения в новой ипостаси (река Лета). Перейти воду означает перейти рубеж.

Фигуры толкиновской Златеники и мифических норн схожи – они посредники между водой и людьми, те, кто знает судьбу. Они персонифицируют саму судьбу, рок.

Вода стоячая – это застывшая судьба, то, что дает возможность увидеть судьбу. Если река – это течение времени, то вода в кубке – это миг этого времени. Как часть неотделима от целого, так и вода в кубке неотделима от реки, поэтому она несет в себе ту же информация о судьбе, что и река.

Цветовая символика
Толкиновские маги, как говорилось выше, имеют свои цветовые имена-обозначения: Гэндальф сначала Серый, потом Белый; Родогаст Бурый; Саруман сначала Белый, потом Радужный; Саурон Черный.

У богов «Эдды» есть цветовые эпитеты: Один Светлый; Локи Черный; Фрейя Зеленая.

Такую цветовую гамму можно объяснить.

Изначальный цвет Гэндальфа – серый. Это цвет пути, дорожной пыли, цвет становления героя, его трансформации. После поединка с Барлогом Гэндальф, воскресая, приобретает новый цвет – белый. Это цвет высшего посвящения, верховный цвет, в своем спектре сочетающий все цвета.

Напротив, Саруман, изначально Белый, вступив в сделку с Врагом, называет себя Радужным. Радужный – это разложение цвета, все цвета в одном, переливчатость, но ни одного конкретного цвета, распад.

Родогаст, умеющий понимать языки зверей и птиц, именуется Бурым. Он тесно связан с землей и ее обитателями, поэтому бурый – это цвет земли.


Цвет Саурона – черный, точнее, черный с багровым (его знак – багровое око на черном поле). Черный цвет – это цвет зла, цвет хаоса, тьмы, цвет, контрастный белому. Багровый – цвет жерла вулкана Ородруин, огненной лавы и крови.

Как известно, соединение черного с багровым/алым встречается во многих мировых мифологиях, такое сочетание считается символом грядущего Апокалипсиса (библейские алые облака на черном небе).
В «Старшей Эдде» один именуется Светлым (Белым), это цвет верховного бога; но когда один спускается на землю, его цвет – серый (Серый Плащ). Здесь, как и в трилогии Толкина, серый цвет символизирует путь, некую неузнанность героя, его непроницаемость.

Локи – бог, который поведет в бой против света войска хаоса во время Рагнарека (конца цвета) имеет цветовые названия: Черный и Алый. Алый – цвет огня, который во время падения Мирового Древа – ясеня Иггдрасиля вырвется из царства огня – Муспельхейма. Также это и цвет крови. Но алый здесь имеет и другую семантику – это цвет крови Бальдра – светлого бога, цвет чистоты и, в то же время, первого греха.

Фрейя – верховная богиня, мать всего, богиня жизни и роста, поэтому ее цвет – зеленый.

Интересна символика золотого и серебряного.

Золотой – цвет солнца, следовательно, цвет жизни, дня. Второе значение цвета – по его названию – цвет золота, но золото считается солнечным металлом, поэтому два этих значения совпадают.

Серебряный – цвет луны (по аналогии с золотым), обратная сторона жизни, ночь, как то, без чего не может существовать день.
Золотой и серебряный вместе – это цвета жизни и смерти, то есть поток времени.

У Толкина встречаются два дерева: Золотое и Белое (Серебряное) деревья Валинора, Золотое и Белое деревья Нуменора. Они символизируют течение жизни, неслучайно, что гибнут они во время войн.

Золотые деревья растут в эльфийском крае Лотлориене (Лориене). Там нет Серебряных деревьев, так как эльфы бессмертны, их цвет – цвет жизни.

В Гондоре после победы в Войне Кольца растет росток Белого дерева Нуменора. Здесь серебряный цвет символизирует смертность, все человеческое. Вообще можно говорить о том, что у Толкина золотой и белый – это цвета эльфов. Расцветает именно белое дерево, потому что эльфы покинули Среднеземье, а последняя эльфийская дева – Арвен избрала удел смертных.

В «Старшей Эдде» серебряный и золотой цвета возникают при упоминании украшений и оружия. Здесь символика цветов сходна с цветовой символикой трилогии Толкина: золотой – цвет жизни и солнца, серебряный – цвет луны и мира мертвых.

Мифологическое сознание вообще изобилует цветовыми символами. Толкин тоже наделил свою трилогию цветовой символикой, желая приблизить ее к эпосу, тем самым, приближая ее к действительности, претендуя на реальность.

Хронотоп
Хронотоп (время и пространство) эпоса всегда строится на архетипе дороги. В «Эдде» это путешествия богов и героев.

«Эдда» состоит из ряда песен, в каждой из которых свой хронотоп, свое путешествие.

Трилогия Толкина состоит из трех частей, объединенных единым сюжетом: путешествие Фродо к вулкану Ородруин с целью уничтожения Кольца. Но повествование здесь не линейно, в трилогии существуют одновременно сразу несколько временных и пространственных пластов. На фоне путешествия Фродо дается вся Война Кольца.

Но «Сильмариллион» построен по подобию эпоса, хронотоп в нем эпический, линейный. Нет единого сюжета, зато есть разделение на разные песни.

Таким образом, можно говорить о том, что Дж. Р. Р. Толкин, создавая трилогию «Властелин Колец», взял за одну из основ германский героический эпос «Старшая Эдда».

Источник: http://school17.edu.severodvinsk.ru/muzeum/web/scandinavia/tolkien.html

Категория: Эддическая поэзия, мифы и сказания | Добавил: Ulvthora (10.06.2007)
Просмотров: 2098 | Рейтинг: 5.0 |

Форма входа

Поиск по каталогу

Друзья сайта

Статистика


Copyright MyCorp © 2006   Сайт управляется системой uCoz